МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 5 "Рябинка"

г. Салехард

Публичный доклад заведующей МДОУ № 5 "Рябинка" - Людмилы Леонидовны Гайдамака 

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение  «Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Рябинка»  г. Салехарда (далее  Учреждение) занимает достойное место в системе дошкольного образования  Ямало – Ненецкого автономного округа. Дошкольное образовательное учреждение имеет все необходимые уставные и нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность образовательного  учреждения в современных условиях.

            Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Рябинка» имеет лицензию на право осуществления  образовательной деятельности  (регистрационный № 1114 от 17.06.2009г.), медицинской деятельности (регистрационный № 1028900508526 от 30.11.2009г.).  По итогам государственной аккредитации  (приказ ДО ЯНАО от 18.02.2009г.№135) Учреждению присвоен статус Центра развития ребенка, обязывающий реализовать в полной мере  основную образовательную программу дошкольного воспитания  с осуществлением деятельности по развитию детей по  всем  направлениям: социально-личностном,  физическом,  интеллектуально-познавательном, художественно-эстетическом.

В Программе развития на период до 2015г. (утверждена приказом департамента образования от 09.02.2010г. №101-о)  отражена  специфика его образовательной деятельности, создание условий для  комплексного развития повышенного уровня, а также  для эффективности протекания процесса воспитания, обучения и развития наших воспитанников. Программа  предусматривает  реализацию    следующих   образовательных проектов:

          1.«Инновационное пространство в условиях Центра развития ребенка».

          2. «Мониторинг качества образования».

          3.«Организация дополнительного образования как путь повышения стартовых возможностей дошкольников».

          4.«Управление развитием учреждением».

          5.«Сотрудничество с родителями на основе партнерства».

Ведущие принципы организации образовательного процесса, его содержание и форма,  основные цели и задачи, способы и средства их достижения нашли отражения в Образовательной  программе, которая рассмотрена на педагогическом совете (протокол №1 от 31.08.2009г.) и утверждена  приказом руководителя (№ 75-о от 03.09.2009г.).  В  настоящее  время  в МДОУ создана  рабочая группа  по подготовке проекта образовательной программы   долгосрочного действия в рамках новых федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  (пр. Минобрнауки  России от 23.11.2009г. № 655). 

Мы понимаем, что новая образовательная программа должна стать не только  организационно-содержательной  основой  реализации государственной  образовательной политики, но и нормативным документом  по обеспечению условий для реализации прав граждан на  образование  в  соответствии с  действующим  законодательством.

  Сегодня руководитель ДОУ обязан особое внимание уделять развитию технологических и информационных ресурсов, созданию новых и поддержке действующей системы организационного знания и интеллектуального продукта, формированию имиджа  детского сада  как  жизненно важной образовательной организации. Педагогическому коллективу детского сада «Рябинка» необходимо  постоянно доказывать свою значимость, привлекательность и оригинальность. Как единственное дошкольное учреждение в муниципальной системе образования первой категории  мы должны  занять индивидуальную нишу  в  общем образовательном пространстве города Салехарда.

   Все это указывает на необходимость  реализации проекта  «Управление образовательным учреждением». 

 

Реквизиты нормативных документов дошкольного образовательного учреждения:

  1. Устав дошкольного образовательного учреждения зарегистрирован  в Межрайонной ИФНС России №1 по ЯНАО 11июня 2009г.
  2. Лицензия  на   право   ведения  образовательной деятельности Серия  А№ 153965 Регистрационный номер № 925,  до 14 мая 2013г.
  3. Лицензия  на   право  ведения  медицинской деятельности Серия ФС-1 02092955  № ФС-89-01-000164. От 30 ноября 2009г., до 23 апреля 2014г
  4. Свидетельство о государственной аккредитации. Серия АА № 060478Регистрационный № 467 от 27 июня 2009г. По 15.02.2014г.
  5.  Реквизиты документа, подтверждающего право владения, пользования, управления помещениями, имуществом, земельным участком:

- Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления (договор №34 от 05.10.1999г.)

- Свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком  (постановление Администрации г. Салехарда от 26.05.200г.№274);

- договор №32 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 12.04.2007г.

  1. Сведения о контингенте воспитанников дошкольного образовательного Учреждения:

 

№ п/п

Наименование

Количество групп

Наполняемость групп

норматив

факт (по списку)

1.

Общеразвивающие  группы:

5

 

 

 

II младшая группа

-

 

 

 

Средняя группа

2

      40

      52

 

Старшая группа

1

      20

      29

 

Подготовительная к школе группа

2

      40

      50

2.

Компенсирующие группы (указать специализацию):

 

 

 

 

Подготовительная к школе группа  (ОНР)

1

      10

    14

 

Итого: 

6

       110

   145

 

Дополнительное образование

 (по направлениям):

Количество объединений

Кол-во детей / %

 

Физическое

Социально-личностное

Познавательно-речевое

Художественно-эстетическое

                       3

                       1

                       2

                       7

             21/ 14.5%

             11 /7%

             26/ 18%

             73/ 50%

 

   

 

Итого:

                      13

            131/ 91%

 

Характеристика инновационной деятельности МДОУ


В Учреждении сложилась эффективная структура управляющей системы,  в основе которой лежит  программно-целевой метод управления и реальная  возможность участия педагогов в разных формах государственно-общественного управления. В Учреждении разработаны и утверждены   локальные акты в количестве  30 шт., 3 из них в рамках общественного  самоуправления: совет Учреждения, совет педагогов, родительский комитет МДОУ. Подготовлены документы для организации Попечительского совета с сентября 2010г., которые были  рассмотрены на заседании родительского комитета (протокол  №3 от 28.04.20010г.)

 Управление образовательным учреждением включает в себя как инновационную модель методического и психолого-педагогического сопровождения, так и  алгоритм  внедрения инноваций, паспорт инновационной деятельности,  организацию медицинского сопровождения и т.д.

  Подключение   Учреждения   к сети   Интернет  дает  возможность не только  предоставлять  материалы  научному  руководителю (М.А. Рунова)  в  Федеральный   институт развития образования (ФИРО)  в рамках реализации  экспериментального  проекта  по  теме здоровьясбережения,  но и  использовать электронные  протоколы  по результатам мониторинга, в организации делопроизводства,  для своевременного  ознакомления  с нормативно-правовой   информацией,  размещения на сайтах материалов по итогам инновационной деятельности  отдельных педагогов. Так, победитель окружного конкурса  на получение гранта Главы г. Салехарда  (Уфимцева Г.В.) зарегистрирована на сайте портала «Архив учебных программ и презентаций» www.rus edu.ru, на котором представлена информация по пяти темам опыта работы в группе компенсирующей направленности. На страницах сайта департамента образования  http://edu/shd.ru  размещены материалы конкурсных работ восьми педагогов (38%) детского сада.

 

 

МДОУ с 2005 года работает в инновационно-экспериментальном режиме:

  • 2005-2008гг. – городская экспериментальная площадка по теме «Создание модели физкультурно-образовательной среды в условиях детского сада комбинированного вида» (Приказ управления образования от 27.12.2005г. №724-о).
  • 2008 – 2011гг. – экспериментальная площадка  федерального уровня по теме «Создание технологий  оздоровительной физической культуры и личностно-ориентированного  здоровьесбережения в образовательных учреждениях разного вида» (Приказ ФГУ «Федерального института развития образования» от 04 мая 2008г. № 50.) , Свидетельство о присвоении статуса  участника  сетевой  экспериментальной площадки  №184.
  • 2009-2011гг. – эксперимент локального уровня по теме «Средства и методы умственного развития детей старшего  дошкольного возраста в процессе физкультурной деятельности» (протокол педагогического совета  МДОУ от 09.09.2008г. №1).

       27 апреля 2010г. на базе Центра развития ребенка прошел городской семинар-практикум (приказ департамента образования от 26.04.2010г. №398-о) по теме «Создание технологий  оздоровительной физической культуры и личностно-ориентированного  здоровьесбережения в образовательных учреждениях муниципальной системы образования», результаты которого были освещены в  газете «Полярный круг»  (№18 от 06 мая 2010г.). В Программу развития на период до 2015г. включена разработка            программа эксперимента регионального уровня по теме «Внедрение элементов креативной  педагогики с целью формирования положительной мотивации к школьному обучению».

     Учреждение  занимает активную позицию по разработке и реализации социально значимых проектов.  Установлены   партнерские  отношения  с разными  социальными   структурами   города, заключены  договора,   МДОУ  взаимодействует  с  МОУ ДОД  «Детская  школа искусств» (совместный концерт для ветеранов), детской поликлиникой, ПЧ-69 (концерт для пожарников, экскурсии), ООО «Ямалтур» в  рамках проекта «Наш Ямал»,  МВК им. И.С.Шемановского   в   рамках  городской  экологической  недели   «Послание  в  будущее» и др.

 

Методическая служба

 Организация  методического сопровождения включает в себя:

-  научно-методическую помощь  в форме предоставления педагогам необходимой информации по общим вопросам развития дошкольного образования, по основным направлениям  программы, по новым педагогическим технологиям;

-      консультативно-методическую помощь в разных формах;

-      информационно-методическую помощь.

Высокий уровень методического сопровождения подтверждает активное участие педагогов в  работе ГМО и ММС (5 человек за 2009-2010 уч.г.): Крючкова З.М., мастер-класс «Недетские уроки», доклад «Развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста», презентация «Психолого-педагогическое сопровождение  образовательного процесса  в  детском саду «Рябинка»; Шардакова Н.К. – доклад по теме «Технология организации сюжетно-ролевых игр»; Уфимцева Г.В. – сообщение  «Мультимедиа технологии в ДОУ»; Уманжинова Л.И. – доклад с показом видеосюжета «Проектная деятельность в обучении дошкольников»;  Плицина О.А. – доклад «Экспериментальная деятельность в ДОУ».

Наш актив

 Стало традиционным и привычным участие  в конкурсах, семинарах, акциях разного уровня, выступления  в СМИ: Крючкова З.М., конкурс «Практический психолог образования-2008» (журнал «Школьный психолог); ОГТРК «Ямал-регион»,  выступление  по теме «Психологическая  готовность к школе»; на телеканале «Россия» был  представлен видеоматериал о логопедическом занятии и интервью специалиста; участие  в  программах «Доброе утро», «Северный ветер», «Времена года» с программой «Уроки фольклора» (Уманжинова Л.И., Уфимцева Г.В., Башкирова З.А.); статья в газету «Полярный круг» № 22 от 28.05.2009г. «Добрые дела родителей» (Васильева Н.В.); участие в передаче «Доброе утро» ТВ «Ямал – Регион» к всемирному Дню прав  ребенка (Плицина О.А.), победа в конкурсе «Спортивная элита Ямала» (Буторина В.В.) и т.д.  В смотре - конкурсе методических кабинетов ДОУ города  МДОУ заняло 2 место (зам. зав. по  ВМР  Е.Г.Макарова).

Вместе с семьей

Основные  направления деятельности  МДОУ по организации  и содержании  работы с  родителями (законными представителями)  определены  Уставом. В договоре между  Учреждением и родителем  закреплены права и обязанности обеих сторон. Предоставлено право родителей на участие в работе совета педагогов, совета Учреждения, группе контроля по питанию. В Учреждении работает такой орган самоуправления, как родительский комитет, деятельность которого регламентируется Положением о родительском комитете (утв. приказом заведующего от 26.06.2009 №55-о). Работа с родителями  систематически осуществляется как в традиционной форме,  так и через организацию детско-родительских клубов.  Педагоги  ежегодно  планируют проведение родительских групповых и общих собраний, индивидуальных консультаций по проблемам воспитания и обучения дошкольников, посещения детей на дому, организация совместной деятельности по нравственному и трудовому воспитанию («Мой семейный герб», «Наша группа»),  проведение  праздников и досугов, мини практикумов, обмен опытом  семейного воспитания, социологических опросов, анкетирования  родителей. Тематика собраний соответствует задачам Учреждения и возрастным особенностям детей по каждой возрастной группе. В  МДОУ систематически организуется  День открытых дверей. Анкетирование в апреле 2010г. подтвердило 100% удовлетворенность родителями воспитанников деятельностью  детского сада.  

С 2006г. в детском саду функционирует  детско-родительский клуб  «Огонек». Членами клуба являются родители одной группы. Заседания клуба проводятся по типу  эстафетной модели, всего  6 встреч в год, кроме января и мая. Такая веерная структура устраивает всех  участников педагогического процесса.  

 Родители являются активными участниками инновационно-экспериментальной  деятельности,  представителями родительского комитета  была одобрена программа локального эксперимента (протокол №1 от 28.08.2009г.). Оформлен методический сборник по работе с родителями по итогам экспериментальной площадки муниципального уровня. Удовлетворенность родителей деятельностью дошкольного учреждения подтверждена в ходе выборочного анкетирования во время государственной аккредитации в январе 2009г.  Анализ анкетных данных показал заинтересованность родителей в конечном результате обучения и воспитания детей. Из 73 выборочно предложенных анкет было заполнено 73, что составляет 100 %. Оценка родителями деятельности МДОУ по всем параметрам положительная – 100%.

С 1 марта 2010 года в соответствии с постановлением Главы Администрации г. Салехарда на базе  Центра развития ребенка организована работа консультативного пункта для родителей,  воспитывающих детей дошкольного возраста на дому. График предоставления данной  муниципальной услуги выставлен на сайте. С опытом работы организации семейных проектов  можно  ознакомится   на сайте www.rus edu.ru. Администрация  Учреждения прикладывает максимум усилий для привлечения внебюджетных средств. Зафиксировано взаимодействие с Государственной Думой Тюменской области, Администрацией  МО город Салехард, добровольные пожертвования. За два  последних года в общей сложности  получено 1800 000 рублей, приобретено новое игровое оборудование  и малые архитектурные  формы.

Платные услуги

 Согласно распоряжению Администрации МО г. Салехард  от 07.12.2009г. №1147-р «Об утверждении тарифов на платные дополнительные услуги, оказываемыми муниципальными  дошкольными образовательными учреждениями», в соответствии с  «Положением о предоставлении  платных  дополнительных образовательных  услуг муниципальным дошкольным образовательным учреждением  «ЦРР – детский сад №5  «Рябинка»,  утв. приказом  по МДОУ от 26.06.2009г. №55-о и согласованного  с начальником  департамента  финансов  Администрации г. Салехарда, на  базе детского сада «Рябинка» организована работа по предоставлению дополнительного образования  на платной основе:

  • Краткосрочное  обучение детей старшего дошкольного возраста английскому  языку (кружок «Step by step»);
  • оздоровительные занятия  по гидроаэробике (кружок «Дельфиненок»).

Приказом  по  МДОУ  утвержден  список детей в количестве  35 чел.(25.2%) Сумма прибыли  за  2008 -2009  учебный год   составила 127. 808. 46руб. Приобретены диски здоровья,  учебно-методические материалы для кабинета английского языка, развивающие настольные  игры.  

 Материально – технические условия

 Сведения об обеспеченности образовательного процесса материально-техническими, учебно-методическими и иными информационными ресурсами подтверждают  наличие достаточных условий  для реализации образовательной  программы.  В Учреждении реализуются программы, рекомендованные Министерством образования  и науки:

  • комплексная программа   «Программа воспитания и обучения в детском саду»  под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой,  Т.С.Комаровой.
  • коррекционная «Программа логопедической работы с детьми по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой.

Комплексная  программа дополняется

  • адаптированными программами с учетом статуса Центра развития  ребенка  и обеспечивают превышение образовательного стандарта. Программы имеют разную направленность:               оздоровительную (по гидроаэробике),  художественно-эстетическую (по хореографии и рисованию), познавательно-речевую  (изучение иностранного).  
  • Авторскую программу Г.Л. Бахриной, педагога дополнительного образования по валеологии,  социально-личностной направленности используют  другие  ОУ  города.  131 воспитанник имеет возможность реализовать свои  образовательные потребности на базе МДОУ  в  разных  творческих  объединениях  (всего 13).

Средний балл обеспеченности  учебно-наглядными пособиями составляет 99%, а материально-технические  и   медико-социальные  условия пребывания  детей  по состоянию на 30.01 2009г.  -  90.2% (по итогам экспертизы госаккредитации), на 30.01.2010г. – 94% (нет цветника, автогородка). Прогулочные площадки оборудованы полностью и соответствуют требованием СанПиНам 2.4.1. 1249-03, что подтверждает последний  акт проверки  Управления Роспотребнадзора  по ЯНАО  от 30.04.2010г. № 558. Спортивная  площадка  не соответствует в части площади,  но  имеет  достаточно  спортивно-игрового оборудования с учетом условий  длительной    зимы  и  составляет 73%.

 В  детском саду имеются  эффективные современные  технологии на основе метода биологической обратной связи  БОС (логотерапевтический  и  игровой комплекс «Дыхание»    В перспективе администрация Учреждения планирует приобрести биокомпьютерный тренажер НПФ «Амалтея» (игровое  биоуправление  с мультипликацией), что повысит процент использования ИКТ до 80% и  даст возможность войти в сеть ЭП по теме «Современные технологии на защите здоровья детей»  (г.СПб).

 Все это позволит улучшить результативность в образовательном процессе.  Доля  воспитанников,  освоивших   образовательные программы за период  по итогам  мониторинга  с 2007 по 2010 год  составила с 86% до 93.4%.  Реализация коррекционной программы – 100%, (детей с низким уровнем развития нет, что подтверждает ПМПК). Доля воспитанников, охваченных дополнительным образованием, составляет  91%.

Качество подготовки воспитанников дошкольного образовательного учреждения к обучению в школе (по основным общеобразовательным программам):

 

Годы

Кол-во детей подготовит группы

Количество выпускников ДОУ, освоивших программу дошкольного образования

 

 

 

 

высокий

средний

низкий

2007-2008

41

 

 

55%

41.0%

4.0%

2008-2009

14

68.0%

25.0%

7.0%

2009-2010

60

62.0%

38.0%

-

Итого:

115

61,6%

34,6%

3,8%

   

  Здоровье детей

Статья 51 закона Российской Федерации «Об образовании» и неспокойное время обязывает руководителя держать на контроле вопрос по созданию условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья детей.  В 2009 г. была установлена кнопка тревожности, введена должность охранника, ужесточены  должностные обязанности для сторожей детского дошкольного учреждения. На высоком уровне организовано педагогический процесс по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей и взрослых.

Обеспечено правовое сопровождение медицинской деятельности. Имеется лицензия Территориального органа Федеральной службы  по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по ХМАО - Югре и ЯНАО сроком до 2014г. на осуществление доврачебной медицинской помощи по медицинскому массажу, сестринскому делу в педиатрии и  физиотерапии. Количество дней, пропущенным одним воспитанником по болезни  составляет: в 2007г – 23.5; в 2008 – 20.0; в 2009г -  23 дня. Средний показатель за 3 года 21.2.

Результаты дошкольного образовательного учреждения по охране жизни и укрепления здоровья детей, динамика состояния здоровья воспитанников за 3 года, предшествующих государственной аккредитации

 

Год

Кол-во детей

Кол-во_дней, пропущенных  по болезни

Среднее количество дней, пропущенных_одним воспитанником ДОУ

2007

140

3266

23.5

2008

138

3428

20.0

2009

145

3521

23.0

 

    Динамика увеличения заболеваемости объясняется сложной эпидемиологической обстановкой по округу и приостановлением учебного процесса в октябрь-ноябрь 2009 года по решению должностного лица, уполномоченного  осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в ЯНАО, данные цифры не подтверждают высокую отрицательную динамику в состоянии здоровья.

   Педагоги МДОУ

Высокую результативность обеспечивает «золотой» фонд Учреждения – кадры. МДОУ укомплектовано руководящими работками – на 100%, педагогическими кадрами – на 100%, медицинскими – на 100% Педагогический коллектив имеет высокий образовательный ценз. В   Учреждении  работает  67%  педагогов  (14 человек) с высшем образованием,  что превышает среднемуниципальные  показатели  (43.5%) на  23.5%.; 14 % (3 педагога) обучаются в ВУЗе  на 3  курсе. Квалификационные категории имеет все педагоги (100 %), что превышает среднемуниципальный  показатель  на  28%  (72 %)  Из них:

 -  29 % (6 человек) имеет высшую квалификационную категорию,

-   38% (8 человек) – первую квалификационную категорию,

- 33% (7 человек) – вторую квалификационную категорию. Все цифровые показатели превышают  среднемуниципальные   показатели.   

Квалификационный уровень педагогов позволяет осуществлять экспериментальную деятельность. Доля педагогов, внедряющих инновационные   проекты   составляет   73.6%  (14 чел.).

 За добросовестный труд 16 педагогов (80 %) имеют награды разного уровня. Почетными грамотами награждены 12 педагогов (60%), 5 педагогов (23.8%) имеют звание «Почетный работник общего образования РФ».

 Работа по повышению квалификации педагогов ведется администрацией ДОУ постоянно и носит плановый характер. За последние 5 лет доля педагогических работников, прошедших  курсы повышения  квалификации составляет 100% ,   за  2009-2010гг. – 6 чел. (28.6%). Отмечено достаточное выступление руководителей и педагогов на конкурсах, конференциях, Координационном совете,  августовском совещании,  в СМИ. Например, обобщение опыта на курсах повышения квалификации регионального уровня  зафиксированы у инструктора по физической культуре (приложение №6).  Обобщение опыта педагога-психолога по теме «Детско-родительский клуб как форма психолого-педагогического и сопровождения семьи в ДОУ» было представлено на семинаре муниципального уровня в форме презентации и получило высокую оценку (приказ департамента образования от 16.02.2010г. №120-о).

                 Факт, достойный  упоминания:

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Рябинка» включен в Национальный Реестр  «Ведущее  образовательное  учреждение России» (свидетельство от 11 декабря 2009года).

    Сотрудничество

 

Сотрудничество с другими образовательными учреждениями, в том числе иных ведомств:

 

 п/п

Наименование

учреждения   

Реквизиты документа         (приказ, договор, план мероприятий, т.д.)

Основные формы работы

1.

МОУ СОШ  №2

План мероприятий по организации преемственностимежду «ЦРР -детскийсад№5 «Рябинка» и МОУ СОШ №2 на 2009-2010уч.г.

 

Работа с кафедрой здоровья по реализации задач ГЭП; экскурсии; спортивные соревнования; вернисажи; консультации психолога; участие учителей в родительских собраниях.

2.

МОУ СОШ  №4

План мероприятий по организации преемственности между «ЦРР - детский сад №5 «Рябинка» и МОУ СОШ №4 на 2009-2010уч.г.

3.

МОУ ГИМНАЗИЯ №1

Договор о сотрудничестве МДОУ и МОУ СОШ от 01.09.2008г.

4.

СДЮСШОР

 

Договор

№103 от 01.09.2008г.

Секция «Олимпийские резервы»

Проведение  спортивно-оздоровительной работы в детском дошкольном учреждении

5.

ГУ Культура «ОЦНК»

Договор возмездного оказания услуг №150/09 от 08.12.2009г.

Участие в конкурсах; посещение т